10 заповедей для родителей


Януш Корчак

1.   Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.  He требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3.  Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4.  Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5    Не унижай!

6.  Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них  — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9 Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10.  Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Педагог-психолог

 Несколько советов по взаимодействию с подростком 

— полезно предоставлять подростку свободу в отношении того, в чем он нуждается (выбирать себе интересы, друзей, определять круг симпатий и антипатий, высказывать свое мнение);
— ограничения должны быть четкими и ясными;
— будьте в курсе того, с кем дружит и куда ходит Ваш ребенок, что он делает;
— дети должны постоянно ощущать Вашу веру в них, особенно в неблагополучные для них периоды;
— осуществляйте ненавязчивый контроль (не делайте запретный плод сладким);
— не судите детей, если их взгляды и ценности расходятся с Вашими. Помните о том, что каждое поколение, даже в масштабах одной семьи, несет на себе печать своей эпохи.
— никогда не запрещайте подростку с кем-либо дружить (запрет может привести к противостоянию с Вашим ребенком);
— посоветуйте ребенку присмотреться к разным людям, прежде чем стать чьим – либо постоянным другом;
— избегайте допросов, поддерживайте доверительные отношения с подростком;
— никогда не читайте личных дневников и писем;
— вспоминайте, как поступали и что чувствовали Вы в их возрасте;
— не навязывайте своего мнения, договаривайтесь с подростком;
— что бы не делал ваш ребенок, пытайтесь понять причину, искоренить ее и признаться себе в том, что есть и Ваша вина.

Как научить детей ответственности?

Что это значит – учить Вашего ребенка ответственности? У каждого родителя свои ответы и свои ожидания того, когда и как их ребенок станет ответственной личностью. Единственное, что является верным, так это то, что ответственности нужно учить. Это не естественный навык, но ему можно научить в любом возрасте. Вы не становитесь ответственным, когда становитесь взрослым, скорее наоборот.
Двухступенчатый процесс:
1. Учите детей этому навыку до тех пор, пока он не станет привычкой и, в конце концов, станет автоматическим. Автоматическое действие – это действие, которое происходит на подсознательном уровне без планирования. Оно отличается от предварительных решений и ситуационной этики. К примеру, нужно убирать после себя тарелку со стола, чистить зубы, убирать велосипед. Вам не нужно каждый раз решать, что делать.
2. Хвалите их отношения, успехи и попытки. Используйте естественные и логические последствия для усиления занятий. «Спасибо, что ты убрал за собой без напоминания. Так нам всем приятнее находиться в квартире, если в ней убрано.
Вы не можете ожидать действий от пятнадцатилетнего также, как от тридцатипятилетнего. Вы также не можете ожидать от них действий тогда, когда они не понимают, что от них ожидается. Вам нужно помочь ребенку со сложным заданием, но не делать его за него.
Голос и выбор:
Чем больше у ребенка будет возможностей «обладать» правом решения проблемы, тем большему он сможет научиться. Позволяя происходить естественным последствиям, Вы можете помочь ребенку делать ответственные выборы, а не наказывать их. Такой метод позволяет ребенку выбирать, а затем быть оцененным за принятое решение, вне зависимости от результатов. Большинство детей, не обладающих возможностью принимать собственные решения, учатся на последствиях.
Лучшим способом обучения станет такое обучение, при котором Вы будете основываться на фактах и не будете ругать. То есть, вам нужно отделять поступок от исполнителя. Если вы пытаетесь научить ребенка новым навыкам, например, игре на пианино или теннису, возможно вам придется быть терпеливыми. Вам нужно ожидать и принимать определенные ошибки.
Таким же способом нужно учить и ответственности. Ребенок должен учиться на ошибках и неправильных решениях, нежели на публичных порицаниях с Вашей стороны или от преподавателей.

Притча о детях и родителях
Однажды к мудрецу пришел человек.
— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?
Мудрец сказал:
— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.
На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:
— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!
— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.
— Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

Яндекс.Метрика