РАЗРЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Конфликт между педагогом и учащимся, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда любого учреждения

Чаще всего конфликт возникает когда учитель думает о подростке несправедливо.

Думайте об учащихся справедливо — и конфликтов не будет.

Умение избежать конфликта — одна из составных частей мудрости учителя.

Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации бывают следующие:

— конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учащимся учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности,

— конфликты поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учащимся правил поведения в колледже, чаще на занятиях, вне учёбы,

— конфликты отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся-педагогов-родителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Причины конфликтов

— не возможность педагога прогнозировать на уроке поведение учащихся; неожиданность их поступков нарушает ход занятия, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;

— свидетелями ситуаций являются другие, и педагог стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;

— педагогом, как правило, оценивается не отдельный поступок учащегося, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к подростку других учителей и сверстников и взаимоотношения учителя и родителя;

— оценка учащегося нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;

— педагог затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать подростка, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению не повредит;

— характер отношений, которые сложились между педагогом и отдельными учащимися; личностные качества и нестандартное поведение последних либо перенос не сложившихся отношений с родителями на подростка;

— личностные качества педагога (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).

Дополнительными факторами выступают настроение учителя при взаимодействии с учащимися,
отсутствие интереса к работе и педагогических способностей,
жизненное неблагополучие педагога,
общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

Нужно помнить, что всякая ошибка педагога при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся и родителей, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.
Пути разрешения и предупреждения конфликтов

— конфликтные ситуации на занятиях, особенно в подростковом возрасте, в большинстве типичны, закономерными. Надо лишь уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся, усиливая деловую взаимозависимость между ними. Подобные конфликты чаще случаются у учителей, интересующихся в первую очередь лишь уровнем усвоения предмета, поэтому их значительно меньше на уроках, ведущихся куратором и в группах, когда учитель хорошо знает учащихся, симпатизирует им и находит разнообразные формы взаимодействия с ними,

— ситуация на занятиях доходит до конфликта, как правило, с учащимися, плохо успевающими по предмету, «трудными» по поведению. Поэтому в интересах самого педагога лучше изучить именно таких подростков, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания,

— нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с педагогом, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету,

— психологический анализ ситуаций и конфликтов, который дает возможность увидеть положительное в поступках «плохого» учащегося и «пакость» в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию, найти «точки роста» личности даже очень «трудного» учащегося.
Если Вы родители, которые узнали о конфликте с педагогом:
Не ругайте полростка, узнайте, в чем дело.
Никогда не обсуждайте с со своим ребенком недостатков педагога. Лучше объясните, как тяжело ему работать, указав этим на то, что учитель такой же человек, как и все остальные, и может устать и быть раздраженным.
Поговорите с учителем без претензий, скорее всего, вместе вам легче будет найти выход. Не запускайте ситуацию. Не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию учреждения. Разрешите ситуацию в самом начале.
Рекомендации по управлению конфликтами:
надо знать, как развивается конфликт.
выясните скрытые и явные причины конфликта.
не забывайте про интересы обеих сторон конфликта.
делайте разграничение между участниками конфликта и возникшими проблемами.
будьте справедливы и непредвзяты к инициатору конфликта.
не расширяйте предмет конфликта.
осознавайте и контролируйте свои чувства учитывайте состояние и индивидуальные особенности участников конфликта.
научитесь эффективно слушать.

Яндекс.Метрика