10 шагов к тому, чтобы ваши дети вас слушали или новая философия для родителей
Нам всем хотелось бы владеть безотказным методом воспитания, но увы! Родительское ремесло предполагает необходимость каждый день заново приспосабливаться к ситуации. Ведь ребенок растет и меняется каждый день он взрослеет, становится подростком — девушкой, юношей. И скоро покинет родительский дом. И наша совместная жизнь часто сводится к преодолению повседневных трудностей. Около 80% наших высказываний, обращенных к сыну или дочери, — это указания и запреты. Но они лишь иногда оправдывают себя, и то, только в краткосрочной перспективе. Стоит властному родителю отвернуться, и подросток тут же перестает «властвовать собой»! К тому же мы то строги, то уступчивы — особенно когда устаем, когда чаша терпения переполняется или у нас просто не хватает времени. А главное — реагировать по-другому мы просто не умеем.
1. ТИХО! УМЕЙТЕ СЛУШАТЬ
Ситуация: он жалуется. «Наша физичка плохая и несправедливая! Она поставила мне двойку, потому что я просто забыл тетрадь».
Обычная реакция: в ответ на взволнованные слова ребенка мы склонны или приуменьшить значение проблемы («Ладно, это не так важно»), или обвинить его («Ничего удивительного, ты вечно все забываешь!»), или оборвать запретом («Не говори так об учителе!»). Или же, стараясь помочь, мы начинаем комментировать, даем советы и указания. Но они убивают в нем желание выражать свои чувства. Бесполезно объяснять подростку, что вы бы справились с ситуацией лучше него. Да и потом, уверены ли вы, что правильно поняли суть проблемы? За жалобой «Мне не нравится этот педагог» может скрываться «Я не справляюсь» или «Меня обидел товарищ».
Ваша цель: усилить вашу связь с подростком и научить его противостоять трудностям.
Слушать его — значит уделять ему внимание, уважать его чувства и способности. А проблему пусть он решает сам. Все, что ему нужно, — немного вашего времени, чтобы поделиться своими эмоциями и подумать над ситуацией. Часто достаточно молча его выслушать. Иногда прямой вопрос «Что случилось?» помогает ребенку выразить свои чувства и выработать позицию. Не страшно, если сначала он ответит: «Не знаю». Он и не может знать, пока спокойно не подумал.
Новая установка: он затевает разговор? Тсс! Сейчас не время говорить — смотрите на него и слушайте. Приободренный вашим доверием, он почувствует в себе силы. И будет вам благодарен.
Подсказка: чтобы показать, как внимательно вы слушаете, вы можете вставлять восклицания («Ого!», «Да?», «Ну и ну!»), но не стоит задавать вопросы или комментировать. Даже если он сам просит совета, разумнее воздержаться. Лучше совместно решать проблему.
2. ПРЕДЛАГАИТЕ ВЫБОР
Ситуация: он не помыл посуду или не сделал уроки.
Обычная реакция: «Помой посуду!», «Немедленно садись за уроки!». Подчиняясь, подросток перестает ощущать свою индивидуальность. Мы им управляем, а он — всего лишь исполнитель. Так он не учится самостоятельно осуществлять выбор и управлять своей жизнью. Кроме того, помыть посуду по собственной инициативе и по принуждению — совсем не одно и то же. Большая разница, кто ты — субъект действия или объект. Приказывая, мы добьемся того, что подросток сделает то, что нам нужно, но не поможем ему вырасти ответственным человеком.
Ваша цель: научить подростка делать выбор, организовывать свою жизнь и отвечать за себя.
Чтобы чувствовать себя субъектом своих действий, контролирующим свою жизнь, необходимо иметь выбор. Даже если выбирать можешь только время или способ выполнения поручения. Понимание, что выбор есть, позволяет чувствовать себя свободным и ощущать, что ты сам инициатор каждого своего действия. А это дает уверенность в себе и сознание своей самостоятельности.
Новая установка: чтобы не вызвать у подростка сопротивление, предлагайте ему выбор (вместо того чтобы командовать).
Например: «Можешь помыть посуду сейчас или когда вернешься с прогулки», «С чего тебе приятнее начать — с математики или английского?».
Подсказка: Думайте о том, чтобы уважать его потребность в самостоятельности, а не о том, чтобы манипулировать им, добиваясь его содействия.
3. ГОВОРИТЕ КОРОТКО
Ситуация: его кроссовки валяются посреди коридора.
Обычная реакция: мы склонны преувеличивать значение его небрежности. Наш тон обычно раздраженный, а значит, агрессивный и до некоторой степени обвинительный. На что мы надеемся? Что он признает ошибку и исправится. Так иногда и происходит, пока он маленький… Но, став постарше и привыкнув к нашим замечаниям, он перестает нас слушать после первых же слов! Мы же, устав его отчитывать, наводим порядок вместо него.
Ваша цель: приучить подростка следить за кроссовками и вообще за своими вещами.
Привлекая к ним его внимание, вы постепенно научите его тому отношению к собственным вещам, которого вы от него ждете. Чтобы достичь цели быстрее и без конфликтов, будьте кратки! Конечно, одного напоминания будет недостаточно, чтобы он сам убирал кроссовки. Особенно если он уже привык к замечаниям или к тому, что это делают вместо него. Но все равно результатов долго ждать не придется — ни вам, ни ему.
Новая установка: по возможности говорите одно-единственное слово. Просто привлекайте внимание подростка к предмету. Произнесите спокойно: «Кроссовки!»
Подсказка: нельзя забывать про тон голоса — он должен выражать обычное напоминание. Вы чувствуете, как накатывает раздражение? Переведите дух. Возможно, оставив кроссовки посреди коридора, он подумал о том, чтобы их снять и не пачкать пол в комнате…
4. ОПИСЫВАЙТЕ ПРОБЛЕМУ
Ситуация: на полу в кухне разбитый стакан. Или на ковре в комнате большое пятно от варенья.
Обычная реакция: «Это кто сделал?», «Ты еще и стакан разбил?». Обвинения, поиски виновного… Сколько растраченной энергии, поводов для ссор и обид на пустом месте! Разве так уж важно нам знать, кто виноват? А подросток, слыша в свой адрес «Ты разбил стакан, ты что, вообще не способен ни за чем следить?», чувствует себя униженным. Мы унижаем его еще больше, если наводим порядок вместо него, тем самым словно отрицая его способность исправиться.
Ваша цель: научить подростка наводить порядок самостоятельно. Первое, что нужно сделать, — устранить непорядок. Описывая то, что мы видим, мы помогаем ему сосредоточиться на том, что необходимо сделать: «Тут пролито варенье, скорее, нам нужна губка!» Такое описание подтолкнет подростка к действию, даст ему почувствовать свою долю ответственности. Привлекая его внимание к проблеме, к делу, требующему выполнения, мы постепенно научим его проявлять инициативу.
Новая установка: как можно чаще просто описывайте то, что видите. Оброните как будто невзначай: «Кошка, похоже, проголодалась», или «В этой комнате не пройдешь, не наступив на что-нибудь», или даже «Я вижу, тут кто-то никак не усядется за задание по математике».
5. НАЗЫВАЙТЕ ЕГО ЧУВСТВА
Ситуация: подросток приходит в злой и расстроенный. «Антон обозвал меня дураком при всех».
Обычная реакция: ему плохо? Мы тут же вскипаем. Хотим сами решить проблему, свести счеты с обидчиком вместо него. Или, пользуясь случаем, делимся житейской мудростью («Нашел кого слушать, мало ли идиотов на свете!»). Или успокаиваем («Ты преувеличиваешь»). Или даем здравые советы («Тебе следует поступить так-то и так-то»). Или обвиняем («А сам-то ты ему что сделал?»). В ответ подросток замыкается в себе, становится агрессивным… Удивительное дело, чем старательней мы утешаем или пытаемся разрешить проблему, тем острее он чувствует, что его оценивают, не понимают, отвергают. Постепенно он начинает скрывать свои чувства, перестает делиться своими трудностями.
Ваша цель: научить подростка справляться с трудными ситуациями.
Бывает, действительно необходимо вмешательство родителей. Но гораздо реже, чем думают они сами. Любое наше участие, даже самое благожелательное и уместное, воспринимается нашим ребенком как (о)суждение, как недооценка его способностей решить проблему самостоятельно. В большинстве случаев ему требуется одно -сопереживание. Оно питает его уверенность в себе и в нас. Найдя понимание, он чувствует силы и готовность справиться с испытанием.
Новая установка: выражайте словами его чувства.
«Еще бы, очень обидно, когда тебя высмеивают на глазах у друзей…»
Подсказка: называйте то, | что видите, но не интерпретируйте!
6. ВЫРАЖАЙТЕ СВОИ ОЖИДАНИЯ
Ситуация: его чистая и грязная одежда вперемешку разбросана по полу в его комнате.
Обычная реакция: «Ты совершенно не следишь за своими вещами!», «Ты наказание какое-то!» «Ты, ты, ты…» — мы говорим с ним о нем же самом. Обвиняем, принижаем, подчеркивая то, что «у него» не так. Он же не слышит смысла обращенных к нему слов, потому что первым делом пытается защититься! К тому же мозг воспринимает утверждения («Ты невыносим») как определение. И ребенок начинает им соответствовать! А может, вы из тех, кто не решается выразить свой гнев боясь потерять любовь ребенка? Или вам случается наводить порядок вместо него? Тогда с чего бы ему меняться? Промолчав, мы ничему не научим подростка, а наказания только отвлекут его от сути проблемы. Как же быть?
Ваша цель: склонить подростка к взаимодействию. Направьте его размышления и энергию на решение задачи. Выражайте свои ожидания а не подчеркивайте его промахи. Сформулируйте свои потребности и чувства — он, как правило, готов их уважать. Нет лучше способа задать рамки поведения, чем поделиться с ним: «У меня плохое настроение, я хочу побыть в тишине». В центре внимания — ваша потребность (тишина), а не ваше раздражение. И сын или дочь подчинятся: они рады сделать что-то ради вас, а не против себя. Даже гнев, выраженный «от первого лица», не разрушит ни уверенности подростка в себе, ни его доверия к вам.
Новая установка: описывайте то, что чувствуете. Вы имеете право испытывать гнев и говорить об этом. Выражайте свои потребности. «Я очень не люблю, когда одежда разбросана. Я жду, что вещи будут разложены по местам».
Подсказка: прежде чем сердиться, убедитесь, что вы ясно изложили свою просьбу.
7. ПИШИТЕ ЗАПИСКИ
Ситуация: среди ваших документов беспорядок, дочь искала чистый листок или ручку
Обычная реакция: «Это что такое? О чем ты думаешь? И за что мне такой ребенок! Еще более рискованная реакция наказание. У подростка останется ощущение, что он уже расплатился. Освобожденный от чувства вины, он вряд ли станет более внимательным в будущем. Многократные напоминания тоже не действуют, он просто затыкает уши, не воспринимая смысла того, что говорят, — настолько форма подавляет содержание.
Этот прием эффективен в очень многих случаях, потому что подросток подумает: «Родители потрудились это написать, значит, это важно».
Новая установка: чтобы привлечь его внимание, пишите! Расклеивайте по дому свои просьбы, пожелания, списки того, что необходимо сделать, нежные слова. Коротенькая записочка на двери принесет желаемый эффект: «Я вне себя! Ты перекопала все мои документы!» И подпись: «Рассерженная мама».
Ваша цель: помочь вашему подростку осознать свою ответственность.
Расклеивайте записки с напоминаниями! На его кровать, на компьютер, на холодильник…
Подсказка: не повторяйтесь, ваши сообщения должны быть разнообразными. Побольше юмора! И не стоит забывать: наши дети не желают нам зла.
8. ЗАДАВАЙТЕ ЯСНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Ситуация: он отказывается пристегиваться ремнем безопасности
Обычная реакция: «Хочешь ты или нет, нужно пристегнуться!» Раздражение неэффективно. Применение силы портит отношения и не гарантирует, что подросток станет соблюдать правила в наше отсутствие.
Другая распространенная реакция — махнуть рукой, не желая препираться или боясь потерять его любовь. «Ладно, так и быть, но только в этот раз». Мы утешаем и обманываем себя: мол, ничего страшного, я еду небыстро. Но так нельзя ни защитить подростка, ни научить его чему-то хорошему. Что откладывается у него в голове? Что соблюдать правила в общем-то не обязательно, что они меняются в зависимости от настроения родителей и от его собственного упрямства. Но что это за правило, про которое можно забыть, стоит чуть-чуть поныть? У такого правила, думает он, нет никакого реального смысла.
Ваша цель: привить подростку уважение к правилам и законам. Для этого, конечно, важно, чтобы правила соблюдали и мы сами. Подросток должен видеть, что правила не меняются по нашей прихоти. Закон есть закон. Его предписания не зависят от родителей. Так, правила игры упорядочивают пространство игры. Правила и законы структурируют общее пространство, гарантируют каждому человеку безопасность и уважение его потребностей. Всякое сообщество (школа, колледж, клуб, организация и т. д.) имеет свой внутренний распорядок, а семья — это тоже сообщество. Правила, по которым она живет, часто только подразумеваются. Но все члены семьи выиграли бы, произнеся их вслух. Еще лучше устанавливать правила совместно, всей семьей.
Новая установка: спокойно объясняйте правила безопасности, семейные правила, законодательные нормы. «По закону нужно пристегиваться». «В нашей семье, чтобы тебя услышали, не кричат, а разговаривают».
Подсказка: отныне того или иного действия требуете не вы, а закон или совместно принятое правило. Какое облегчение!
9. РЕШАЙТЕ ПРОБЛЕМУ ВМЕСТЕ
Ситуация: грязные кружки и блюдца уже несколько дней валяются в его комнате.
Обычная реакция: нотации, крики, угрозы, наказания, мольбы («Ну как мне еще сказать, чтобы ты наконец услышал?») только показывают ему, что он недостаточно хорош. Так вы рискуете вызвать у него ощущение, что дома ему не рады. Так что хватит угроз и наказаний, будем решать проблему.
Ваша цель: научить его уважать правила совместной жизни. Первым делом — немного сочувствия. Иначе не стоит рассчитывать на искреннее внимание с его стороны. Потом выразите свои потребности, объясните суть проблемы. Избегайте всяческих «но» — не противопоставляйте его потребности вашим! Потом поищите решение вместе. Записывайте свои и его идеи. Так вы покажете подростку, что достаточно цените его предложения, чтобы записать их. Почувствовав серьезное отношение к себе, он охотнее вовлечется в процесс.
Новая установка: когда проблема возникает постоянно, выделите время, чтобы решить ее общими усилиями.
1. Воспроизведите чувства и потребности своего ребенка.
2. Выразите свои чувства и потребности.
3. Вместе подумайте о возможных решениях проблемы.
4. Запишите их (не оценивая).
5. Выберите одно из решений.
6. Составьте план и предусмотрите критерии его выполнения. «Я понимаю, что тебе приятней приносить чай в комнату, а мне не нравится находить там грязные кружки. Давай вместе придумаем что-нибудь, что устроит нас обоих. Может, поговорим перед ужином? …Вот листок бумаги. Давай запишем все решения, какие придут нам в голову. Но только, чур, не комментировать идеи друг друга. Просто запишем их, а оценивать будем потом. Договорились? Ну давай, ты первый».
10. ДОБИВАЙТЕСЬ СОБЛЮДЕНИЯ УГОВОРА
Ситуация: подросток играет на компьютере, хотя вы просили его закончить.
Обычная реакция: подросток продолжает играть, хотя время вышло, и к тому же он вас не послушался… Соблазн накричать велик. Чувство бессилия часто заставляет нас соразмерять наказание со степенью нашего раздражения, а не с тяжестью проступка. Такое наказание снимает ответственность с подростка, освобождая его от осознания своей вины. Крики он пропускает мимо ушей, нотации не действуют… Но ведь и смолчать тоже невозможно!
Ваша цель: приучить подростка думать о других.
Он должен уметь оценивать эффект от своих действий. Если вы ничего не предпримете (а ругаться, кричать, отчитывать — значит бездействовать перед лицом проблемы), подросток подумает, что ничего страшного не произошло. Он не выключает компьютер вовремя? Лишите его доступа к компьютеру… пока у вас не будет гарантий, что он исправится.
Новая установка: перейдите от слов к делу, пусть он почувствует последствия своего поведения. «Ты сел опять играть, хотя я просила тебя выключить компьютер. Я забираю твою мышь». На следующий день:
— Можно мне взять мою мышку?
— Только когда я буду уверена, что ты не просидишь за компьютером дольше, чем мы договорились.
— Я выключу, когда скажешь…
— Нет, так не пойдет. Я хочу, чтобы ты сам следил за временем.
— Я могу смотреть на часы в компьютере или завести будильник.
— Годится!
Подсказка: избегайте угроз, которые вы не собираетесь приводить в исполнение. И откажитесь от наказаний, которые унизительны для подростка Они всегда несоразмерны провинности и потому вредны.